С 5 по 11 мая в России проходит Неделя здорового долголетия – отличный повод задуматься о том, как сохранить активность и радость жизни на долгие годы.

 Шесть правил здоровых лет:
Движение — жизнь. Основа здоровья — физическая активность, которая не должна останавливаться. Даже в пожилом возрасте, в том числе у людей с хроническими неинфекционными заболеваниями сердца, сосудов, суставов и прочими, она должна продолжаться с учетом их возможностей. Всего-то и нужно тратить на физическую активность хотя бы полчаса ежедневно. Даже у пожилых людей с хроническими заболеваниями такой ритм жизни дает значимое снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Здоровое питание. И главный принцип тут — не переедать. То есть поддерживать баланс между потребленной и расходуемой энергией (поел — двигайся). Абсолютное большинство долгожителей, по наблюдениям геронтологов, малоежки. Да и многочисленные исследования показывают, что чем меньше калорий употребляет человек, тем больше у него шансов на долгую жизнь. Старайтесь сокращать количество простых углеводов в питании — то есть сахара, кондитерских изделий, мучного. Богатый такими «пустыми» калориями рацион — легкий путь к преждевременному старению. В молодом и среднем возрасте необходимо стараться есть меньше соли, потому что соль влияет на развитие атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.


Отказ от вредных привычек. Как показывает статистика и ряд проведённых исследований, курящие люди теряют в среднем до 14 лет жизни, а употребление алкоголя в больших дозах — укорачивает жизнь в среднем до 10 лет.


Профилактика. Важно следить за уровнем холестерина и глюкозы в крови, артериальным давлением; проходить скрининг на онкологические заболевания; знать свой индекс массы тела; пройти тест на плотность костной ткани после 60 лет.


Дело по душе. Поддержание умственной и творческой активности, интереса к жизни до глубоких лет — одно из важных правил долгожителей.
Социальные связи. Долго живет тот, кто ведет активную социальную жизнь, общается с друзьями, состоит в счастливом браке. Поэтому, когда человек выходит на пенсию и теряет многие связи, ему очень важно завести какой-то новый круг общения и собратьев по интересам. Словом, свободное время надо заполнять по максимуму.


Диспансеризация. Регулярные медицинские осмотры помогают выявить заболевания на ранних стадиях. Это особенно актуально для пожилых людей, поскольку они более подвержены хроническим недугам, таким как сахарный диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз. Раннее обнаружение этих заболеваний может значительно улучшить прогноз и повысить шансы на успешное лечение.

Здоровый образ жизни. В ходе диспансеризации часто проводятся беседы о важности здорового образа жизни. Это может включать рекомендации по питанию, физической активности, отказу от вредных привычек.

Здоровое долголетие — в ваших руках!

В честь Всемирной недели иммунизации с 21-27 апреля  2025 г.  проходит Неделя осведомленности о важности иммунопрофилактики.

        На сегодняшний день вакцинация является самым эффективным средством борьбы с инфекционными заболеваниями. Задача иммунопрофилактики – выработать иммунитет до того, как произойдет естественный контакт с возбудителем, то есть сформировать невосприимчивость к инфекциям.   Если профилактические прививки будут исключены из числа приоритетных задач, это приведет к возврату многих грозных инфекционных болезней.

        В России принят Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в котором установлены правовые основы Государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья, обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия и здоровья нации.

        Вакцинация осуществляется согласно Национальному календарю профилактических прививок. Этот документ определяет наименования профилактических прививок и сроки их проведения, которые должны, при отсутствии противопоказаний, проводиться на территории нашей страны. В обязательном порядке проводится вакцинопрофилактика 11 нозологических форм – туберкулеза, гепатита В, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита, гемофильной инфекции и гриппа (определенные группы населения). Кроме того, еще против 13 нозологических форм – туляремии, чумы, бруцеллеза, сибирской язвы, бешенства, лептоспироза, клещевого энцефалита, лихорадки Ку, желтой лихорадки, брюшного тифа, менингококковой инфекции, гепатита А и холеры – рекомендуется вакцинация по эпидемическим показаниям.

Сегодня у нас есть вакцины для предотвращения более 20 опасных для жизни болезней, благодаря которым люди в любом возрасте могут прожить более долгую и здоровую жизнь.

В настоящее время иммунизация позволяет ежегодно предотвращать 3,5‑5 миллионов случаев смерти в результате таких болезней, как дифтерия, столбняк, коклюш, грипп и корь.

Право на иммунизацию является неотъемлемым правом человека.

Вакцинация должна проводиться не только детям, но и взрослому населению. Особенно это касается сезонной вакцинации против гриппа.

       Приобретенный иммунитет можно получить двумя способами. Первый - перенести инфекцию и приобрести защитные антитела. Этот путь естественен, но чреват развитием осложнений, которые могут привести к инвалидности или смерти.  Второй способ - познакомить иммунную систему с инфекцией безопасно для человека. Это ввести в организм ослабленные или убитые возбудители инфекций (либо их компоненты), которые также вызывают образование защитных антител, но при этом не причиняют вред организму.  После повторной встречи с возбудителем (при инфицировании) возникает быстрый интенсивный иммунный ответ, который препятствует развитию заболевания или приводит к тому, что оно протекает в легкой форме.

        Вакцинация защищает человека не только от инфекционных заболеваний, но и от обострения хронических неинфекционных заболеваний. Например, выяснилось, что среди взрослых, вакцинированных против пневмококковой инфекции и вируса гриппа, было значительно меньшее количество случаев ишемического инсульта, острого инфаркта миокарда, пневмонии и обострений ХОБЛ по сравнению с не вакцинированными людьми.

        Благодаря вакцинации можно защитить ребенка от многих заболеваний: туберкулез, вирусный гепатит В, пневмококковая инфекция, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, корь, краснуха, гемофильная инфекция, эпидемический паротит, грипп. Дополнительно по эпидемическим показаниям, можно сделать прививки от ротавирусной инфекции, ветряной оспы, менингококковой инфекции, клещевого энцефалита и коронавирусной инфекции. Часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями рекомендовано прививать в первую очередь, поскольку многие инфекции они переносят в тяжелой форме.

        Наиболее активный период вакцинации ребенка — с рождения до года. Связано это с более высокой заболеваемостью среди детей раннего возраста. Существуют обязательные прививки, утвержденные Минздравом России, которые настоятельно рекомендуется выполнить всем детям этого возраста, если нет медицинских противопоказаний и временных медицинских отводов. 

Малышам до года делают следующие профилактические прививки:

  • первая вакцинация от вирусного гепатита В — делается новорожденному в первые 24 часа жизни;
  • прививка от туберкулеза — на третьи-седьмые сутки жизни новорожденного;
  • вторая вакцинация от вирусного гепатита В — в 1 месяц;
  • первая вакцинация от пневмококковой инфекции, третья прививка от гепатита В (для групп риска) — в 2 месяца;
  • первая прививка от дифтерии, коклюша, столбняка (в одной вакцине); первая вакцинация от полиомиелита; первая прививка от гемофильной инфекции типа b — в 3 месяца;
  • вторая вакцинация от дифтерии, коклюша, столбняка; вторая прививка от гемофильной инфекции типа b; вторая вакцинация от пневмококковой инфекции; вторая прививка от полиомиелита в 4,5 месяца;
  • третья вакцинация от дифтерии, коклюша, столбняка; третья прививка от гемофильной инфекции типа b; третья прививка от вирусного гепатита В; третья прививка от полиомиелита — в 6 месяцев;
  • прививка от кори, краснухи, паротита; четвертая вакцинация от вирусного гепатита В (для групп риска) — в 12 месяцев.

Также по достижении ребенком одного года (до вакцинации от кори, краснухи и паротита) специалисты рекомендуют сделать ребенку пробу Манту (которую в дальнейшем будут каждый год повторять в одно и то же время). Когда ребенку исполнится восемь лет, вместо пробы Манту будут использовать диаскинтест.

       Все прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, делаются в государственных поликлиниках бесплатно.

       Прививки нужны не только детям. Защита, даже полностью привитого в детстве человека, со временем постепенно ослабевает. Некоторые детские инфекции, возникшие во взрослом возрасте, особенно для не привитого и не переболевшего ими в детстве человека, могут иметь тяжелые последствия для организма и даже стать причиной смерти.

       От каких инфекций необходимо защититься взрослым:

1) Дифтерия и столбняк смертельно опасны для людей любого возраста. Вакцинация взрослых проводится каждые 10 лет без ограничения по возрасту.

2) Корь у взрослых протекает особенно тяжело, с осложнениями в виде пневмонии, поражения мозга, глаз, нарушения слуха. Прививка нужна, если вы ранее не были привиты, не болели или не помните, была ли вакцинация.

3) Краснуха, так же, как и корь, у взрослых протекает тяжело, с осложнениями, но кроме того, очень опасна для беременных. Ее опасность заключается в поражении плода, развитии серьезных пороков развития, остающихся на всю жизнь. Прививки против краснухи необходимы женщинам до 25 лет, не болевшим, не привитым или не имеющим сведений о вакцинации.

4) Гепатит В может привести к циррозу и раку печени. Прививка нужна ранее не привитым взрослым в возрасте до 55 лет.

5) Пневмококковая инфекция опасна для людей с хроническими заболеваниями и для лиц старше 60 лет. Они находятся в группе риска из-за высокой вероятности развития тяжелых осложнений. На фоне COVID-19 пневмококковая инфекция протекает особенно тяжело.

6) Грипп может протекает молниеносно, очень тяжело, с быстрым развитием осложнений и возможным летальным исходом. Прививку можно делать в любом возрасте, ежегодно осенью до подъема заболеваемости вирусными инфекциями.

       Вакцинация – доказанная надежная защита от инфекций, позволяющая спасти жизнь и здоровье.

Не бойтесь прививок и не отказывайтесь от них!

С 7 по 13 апреля 2025 года Министерством здравоохранения РФ объявлена Неделя продвижения здорового образа жизни, приуроченная к празднованию Всемирного дня здоровья 7 апреля.

 Укрепление здоровья населения - одна из актуальных задач здравоохранения, важным аспектом которой является здоровый образ жизни (ЗОЖ). ЗОЖ - оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него негативных природных и социальных факторов.

    Всемирная организация здравоохранения констатирует, что причиной преждевременной смерти в 70% случаев являются неинфекционные заболевания. Тем временем, результаты многочисленных исследований подтверждают: следование основам ЗОЖ приводит к оздоровлению организма человека. Снижается риск возникновения многих проблем, связанных со здоровьем, во всех возрастных группах.

Воспитание здорового образа жизни детей и подростков — одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

  • правильное питание;
  • занятие физическими упражнениями;
  • закаливание;
  • соблюдение режима дня;
  • соблюдение норм гигиены;
  • отказ от вредных привычек.

В этой статье мы более подробно остановимся на важности соблюдения режима дня. Так как именно ему подчинены остальные составляющие здорового образа жизни.

Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В итоге соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  1. учебные занятия в школе;
  2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
  3. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  4. личная гигиена;
  5. занятия физическими упражнениями;
  1. отдых;
  2. сон;
  3. занятия в свободное время.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. 

Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что:

  • продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше. В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.

Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часов, в 5-7 классе — 10,5 часов, в 6-9 классе — 9-9,5 часов, в 10-11 классе — 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряженной умственной деятельности.

У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Кроме этого, израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.

Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна).

Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. Ее рекомендуется делать в течение 10-15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Выводы

Режим дня детей и подростков:

  • это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья ребенка/подростка;
  • включает обязательные компоненты описанные выше;
  • способствует укреплению здоровья.

С 14 по 20 апреля 2025 года в России проходит Неделя популяризации донорства крови и костного мозга. Она приурочена ко Дню донора в России, который отмечается 20 апреля.

Донорство (слово произошло от латинского donare – дарить) – это добровольное предоставление части крови, ее компонентов, а также других тканей или органов для лечебных целей.

Для того чтобы стать донором, если у вас нет противопоказаний нужно совсем немного – желание, немного свободного времени и соблюдение простых правил, изложенных ниже.

Стать донором крови может любой здоровый человек, соответствующий следующим требованиям: 

  • Возраст от 18 лет;
  • Гражданство Российской Федерации либо постоянное проживание в России не менее одного года (наличие разрешения на временное проживание или вида на жительство);
  • Вес не менее 50 кг;
  • Нормальные показатели пульса (55–95 ударов в минуту), систолического давления (90–149 мм рт. ст.) и диастолического давления (60–89 мм рт. ст.);
  • Температура тела ниже 37 °C;
  • Отсутствие медицинских противопоказаний к донорству крови (как временных, так и абсолютных).

Сдавать кровь полезно и для самих доноров!

  • Доноры реже болеют! Регулярная кроводача способствует улучшению самочувствия и даже продлению молодости.
  • Мужчины, сдающие кровь, имеют в десятки раз меньший риск инфаркта и сердечно-сосудистых заболеваний, реже страдают приступами сердечной астмы. Для женщин регулярная сдача крови имеет особенное значение перед климаксом, продлевая их молодость.
  • Регулярные донации помогают профилактировать различные болезни, включая атеросклероз, подагру, нарушения пищеварения, деятельность поджелудочной железы, печени и основного обмена.  

Кроме того, доноры получают ряд привилегий. Начиная от компенсации питания и выходного в день кровосдачи, заканчивая ежегодными выплатами для почетных доноров.

Как подготовиться к донации?

  1. Накануне и в день сдачи крови запрещено употреблять жирную, жареную, острую и копченую пищу, колбасные изделия, а также мясные, рыбные и молочные продукты, яйца и масло (в т.ч. растительное), шоколад, орехи и финики, авокадо, свеклу, бананы;
  2. Лучше пить сладкий чай с вареньем, соки, морсы, компоты, минеральную воду и есть хлеб, сухари, сушки, отварные крупы, макароны на воде без масла, овощи и фрукты, за исключением авокадо, свеклы, бананов;
  3. За 48 часов до визита в учреждение службы крови нельзя употреблять алкоголь, а за 72 часа — принимать лекарства, содержащие аспирин и анальгетики;
  4. За час до процедуры донации следует воздержаться от курения;
  5. Лучше всего на кровопотерю организм реагирует именно в утренние часы. Чем раньше происходит донация, тем легче переносится эта процедура. После 12:00 сдавать кровь рекомендуется только постоянным донорам;
  6. Не следует планировать донацию после ночного дежурства или бессонной ночи;
  7. Не стоит планировать сдачу крови непосредственно перед экзаменами, соревнованиями, на время особенно интенсивного периода работы и т.п.

Костный мозг – важнейший орган кроветворной системы, который осуществляет гемопоэз, или кроветворение – процесс создания новых клеток крови взамен погибающих и отмирающих.

Донация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток безопасна для здоровья донора — после трансплантации клетки полностью восстанавливаются в течение месяца.

Кто может стать донором костного мозга?

Поделиться своими гемопоэтическими стволовыми клетками может любой человек, не имеющий противопоказаний, прошедший HLA-типирование, желающий помочь, верящий в чудесные совпадения и возможность образования идеальной пары «донор — реципиент».

  • Возраст: от 18 до 45 лет;
  • Отсутствие противопоказаний: медицинский осмотр подтверждает отсутствие серьезных заболеваний и состояний, препятствующих донорству;
  • Гражданство или регистрация: российское гражданство или постоянная регистрация в России сроком более 6 месяцев;
  • Желание помогать: добровольность и осознание важности своего поступка;
  • Прохождение HLA-типирования – процедуры определения тканевой совместимости для возможного подбора идеального донора-реципиента.

Подробнее о донорстве костного мозга можно узнать на сайте  km.donorstvo.org

Донорство – это не просто медицинская процедура. Это жест солидарности, милосердия и веры в человечность. Каждый донор – это невидимый супергерой. Возможно, именно вы станете тем, кому скажут «спасибо» улыбкой, взглядом, продолженной жизнью.

    Рождение ребенка счастливое, важное, но и ответственное событие. Чтобы счастье, связанное с пополнением семейства, ничто не омрачило, нужно тщательно готовиться к этому серьезному шагу. Это огромная трагедия для родителей, когда их ребенок рождается больным. Чтобы снизить риск этого несчастья, будущим родителям необходимо обратить внимание на свое здоровье и на образ жизни. Здоровье ребенка напрямую зависит от здоровья родителей.  Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями - факторы риска развития  патологии у плода. Беременной женщине категорически не рекомендуется употреблять алкоголь. Даже однократный приём спиртных напитков в ранние сроки беременности увеличивает риск аномалий развития у ребёнка. На всех этапах формирования организма алкоголь опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья. Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, к рождению детей с врожденным недоразвитием отдельных органов, с уродствами. Ребенок, родившийся даже без внешних дефектов, может отставать в физическом развитии, часто болеть. С момента рождения он беспокоен, плохо спит, поздно начинает ходить, говорить. У таких детей особенно страдает психика. Как правило, они капризны, непослушны, имеют слабую память, быстро утомляются, отличаются неуравновешенностью.  

    Всем известно о влиянии табакокурения на развитие плода. Компоненты табачного дыма могут нарушать генетическую информацию в яйцеклетке, которая затем ляжет в основу будущего ребенка. Организм будущего ребенка привыкает к никотину уже в утробе курящей матери, то есть ребенок фактически курит вместе с матерью. Кстати, некурящая женщина и ее ребенок, если они находятся среди курящих, подвержены такому же вредному воздействию табачного дыма,  т. к. нарушено снабжение плода кислородом и  питательными веществами. Ребенок получает их на 25% меньше, а следовательно, он отстает в развитии. После рождения ребенок курящей матери продолжает получать никотин и другие яды с грудным молоком. Такие дети плохо спят, раздражительны, плаксивы. Большинство таких детей первого года жизни с первых же дней отстают в росте и весе. У них часто нарушается аппетит. Такие дети позднее  начинают становиться на ноги, ходить, у них позже развивается речь. Дети, где в семье курят, часто имеют болезни легких и верхних дыхательных путей, аллергические заболевания  и  имеют большую вероятность заболеть бронхиальной астмой. Дети курящих матерей имеют большой риск развития сахарного диабета.   Отрицательное влияние на развитие плода оказывают и наркотические средства. Женщины, принимающие наркотики рискуют родить ребёнка с серьёзными патологиями. Наркотики влияют на сосуды головного мозга плода, приводят к нарушению мозгового кровообращения, вызывают врожденные уродства. Случаи смертности новорождённых детей у женщин принимающих наркотики достигает 80%. У родившихся детей часто наблюдается синдром, который выражается в повышенной возбудимости ребёнка, в повышении мышечного тонуса, в треморе и гиперактивности. У таких детей наблюдаются вегетативные нарушения и судороги. Токсикомания беременных вызывает нарушение маточно- плацентарного кровообращения, изменения в органах плода: печени, сердце, приводит к внутриутробной гибели плода. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками!

     Здоровый образ жизни - поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения и рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, зависящая от развития производства и производственных отношений. Поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, включает в себя: оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное  питание,  двигательную активность,  закаливание, соблюдение правил личной гигиены, динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение. В  формировании здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходит усвоение основных объёмов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения,трудовые коллективы, неформальные объединения). Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Однако неизменным остается одна прописная истина – только у здоровых родителей может быть здоровый ребёнок.  Важно понимать, что правильное воспитание ребёнка начинается с собственного примера.   Уважаемые  родители! Запомните, что Ваш ребёнок пристально наблюдает за вами с самого детства – он еще не обладает способностью анализировать что-то, но на подсознательном уровне малыш начинает перенимать ваше поведение. Корень проблемы даже не в том, как научить ребёнка чему-то, а в том , как внедрить в семью модель здорового образа жизни. Только во взаимодействии всех её членов можно добиться успеха в формировании правильного представления ребёнка о спорте и здоровье в целом.